Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Анализ анкетного опроса «Читатель и периодика»
С целью выявления читательских потребностей в периодических изданиях и удовлетворения читательского спроса, среди жителей деревни Дальние Сормы Канашского района сотрудниками центральной библиотеки 20 мая 2016 г. был проведен социологический опрос «Читатель и периодика».
Для достижения поставленной цели социологами были выдвинуты ряд конкретных задач, решение которых предстояло получить в ходе анкетного опроса читательских групп:
- Выявить цели чтения, наиболее спрашиваемых изданий;
- Определить основные мотивы чтения сельских жителей;
- Обозначить методы и способы решения данной проблемы;
Гипотеза: ресурсные возможности и услуги учреждения культуры не соответствуют в полной мере информационным потребностям жителей деревни.
Объектом исследования явилось местное население д. Дальние Сормы Канашского района.
Предмет исследования – потребности сельского жителя в чтении периодических изданий.
Метод исследования – анкетный вопрос. Всего было распространено 42 анкеты.
Анкеты были распространены в общественных местах: в ФАПе, магазине, пекарне, был проведен подворный опрос частного сектора.
В опросе приняли участие 42 человека, из них:
71% - женщины
28% - мужчины
Возрастной диапазон респондентов следующий:
от 18-25 лет – 7%
от 26-35 лет – 7 %
от 36-45 лет – 26%
от 46- 55 лет – 24%
от 56 и старше – 36%
Исследование показало, что наибольшая читательская активность среди взрослого населения у 56 – летних и старше /36%/
Общественный статус респондентов таков:
43% - служащие
26% - пенсионеры
21% - рабочие
5% - не работающие
2% - предприниматели
2% - учащиеся и студенты
Среднее специальное образование имеют 48% респондентов, высшее образование - 21%, среднее образование – 21%, неполное среднее – 5%, начальное – 5%.
Об активности чтения сельских жителей свидетельствуют и данные ответов на вопрос «Как часто Вы читаете газеты?». В результате чего было выявлено, что чтению периодики опрашиваемые уделяют ежедневно – 59%, один-два раза в неделю – 36%, не реже одного раза в неделю - 5%.
С целью определения мотивов чтения респондентам был задан вопрос: «Ваши мотивы обращения к периодике?». Были получены следующие результаты: чтобы быть в курсе событий – 81%, для отдыха, развлечения – 33%, в помощь самообразованию – 14%.
По результатам опроса в числе популярных периодических изданий были названы газеты и журналы:
«Канаш ен» (43%)
«Аргументы и факты» (24%)
«Хыпар» (21%)
«Хресчен сасси» (19%)
«Комсомольская правда» (19%)
«Приусадебное хозяйство» (18%)
«1000 советов» (17%)
«Сад-огород» (16%)
«Кил-çурт» (12%)
«Советская Чувашия» (12%)
«Пенсионер» (9%)
«ЗОЖ» (7%)
«Канаш» (7%)
«Чăваш хĕрарăмĕ» (7%)
«Российская газета» (5%)
«Республика» (5%)
«Собеседник» (5%)
«МК в Чебоксарах» (5%)
«Çамрăксен хаçачĕ» (5%)
«За рулем» (5%)
«1000 секретов» (5%)
Как видим, круг читательских интересов сельского жителя достаточно широк: респонденты предпочитают чтение газет и журналов разнообразной тематики.
Но результаты анкетирования показывают, что сельский клуб из-за отсутствия достаточного финансирования не может в полной мере удовлетворить интересы и потребности селян в информации.
Несмотря на низкий уровень доходов, и уровня жизни сельского жителя, по сравнению с городским, сегодня селяне выделяют немалую сумму на подписку периодических изданий. 43% селян выписывают одно издание, 28% - два издания, 12 % - более четырех изданий.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Подтвердилась гипотеза: ресурсные возможности и услуги учреждения культуры не соответствуют в полной мере информационным потребностям жителей деревни. Из-за финансовых трудностей сельский клуб не может в полной мере удовлетворить потребности селян в периодике;
в то же время сельский клуб продолжает оставаться центром информационной, культурно-досуговой деятельности на селе;
социально-культурная значимость периодических изданий сохраняется;
чтение газет и журналов является основной формой свободного времяпровождения, играет важную роль в системе внутрисемейного общения и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, в целях обеспечения сельчан периодическими изданиями учреждению культуры необходимо:
- Активизировать фандрайзинг (поиск внебюджетных средств финансирования);
- Создать районную программу поддержки и развития чтения на базе центрального Дома культуры;
- Широкое привлечение общественности к проблеме обеспечения периодическими изданиями сельские клубы;